Азиатский челендж
Азиатский челендж

Когда французская INSEAD открыла в 2000 году второй кампус в Сингапуре, мало кто из студентов мечтал там оказаться. Большинство надеялось провести год во Франции, а не ехать в Азию (во время учебы кампус можно менять). Владимира Маркелова, которому в 2004-м предложили отправиться в Сингапур, поначалу тоже охватила паника. «Я связался с одним из русских выпускников INSEAD, который учился в Сингапуре. И тот объяснил, что мне крупно повезло»,— вспоминает Маркелов.

Продолжение. 

Во-первых, теплый климат. Но главное — возможность поехать на Восток не в качестве туриста, а пожить там и наладить связи. Таким шансом грех не воспользоваться, и сегодня инсеадовцы уже не воспринимают Азию как место ссылки.

В остальном же условия учебы ничем не отличаются от Европы: такой же интернациональный состав студентов, такие же именитые профессора. Причем, по словам Владимира Маркелова, многие преподаватели базируются в Сингапуре постоянно. Стоимость обучения тоже не отличается от Фонтенбло (50 тыс. евро в этом году). Но поток студентов (150 человек) вдвое меньше, чем во Франции, поэтому и курсов по выбору не так много. Зато часть «элективов» (дополнительных дисциплин) разработана с учетом местной специфики — «бизнес в Азии», «специфика предпринимательства в Азии» и т. д.

Еще одно важное преимущество — жить в Сингапуре заметно дешевле. «Мы с сокурсниками снимали трехкомнатную квартиру. На первом этаже дома находились бассейн, барбекю, караоке-рум и тренажерный зал. И плюс к этому круглосуточная охрана. Стоило такое шикарное жилье около 1250 евро на всех. Во Франции за эти деньги ничего похожего не снимешь»,— говорит Владимир Маркелов.

INSEAD — одна из самых уважаемых бизнес школ в Сингапуре, однако местные школы тоже пользуются спросом. Например, Nanyang Business School, в прошлом году занимавшая 67-е место в рейтинге FT, в этом поднялась на 46-е.

На поле Гонконга

Хотя Гонконг формально принадлежит Китаю, это отдельный административный район со своей экономикой и правительством. И со своим бизнес образованием.

Так, в Гонконге более интернациональная среда, чем в Китае,— на программах full time учатся от 30% до 70% иностранцев, поэтому с адаптацией здесь проще. Однако обучение и проживание стоит дороже. Хорошее бизнес образование можно получить в Chinese University of Hong Kong, а также в University of Hong Kong. Но чаще всего иностранцы обращают внимание на самый рейтинговый вуз — Hong Kong University of Science and Technology (HKUST).

Кампус этой школы расположен в зеленой зоне Гонконга, в живописной бухте, откуда за полчаса можно добраться до делового центра. На программу MBA отводится 12 месяцев. Рассчитана она на тех, кто намерен специализироваться в области финансов и ИТ-менеджмента. Обучение стоит $41 тыс., однако с учетом проживания и трат на учебники школа советует ориентироваться на $55 тыс.

Но, пожалуй, наиболее известна в мире программа EMBA этой школы: в рейтинге FT она заняла первое место. 16-месячная программа организована совместно c Kellogg School of Management и является самой дорогой в Азии — около $100 тыс. Каждый год школа набирает около 50 слушателей из разных стран. По словам сотрудников HKUST, россиян среди студентов пока не было.

Индийский стартап

Индийское бизнес образование многие эксперты считают недооцененным (в отличие от «сверхраскрученного» Китая), поэтому его вес в мире будет только расти. Сегодня в Индии работают более 1000 бизнес школ, среди которых наибольшим авторитетом пользуется сеть Indian Institutes of Management (IIM). В нее входят шесть учебных заведений, созданных правительством Индии в разных городах страны (Бангалор, Калькутта и т. д.).

Однако более широкого международного признания добилась молодая Indian School of Business (ISB). По сути, это предпринимательский проект: в создании ISB принимали участие три мировые бизнес-школы (Kellogg, Wharton и LBS), правительство Индии и ряд международных компаний. Идейным вдохновителем ISB стал бывший управляющий директор McKinsey & Co Раджат Гупта. В результате их совместных усилий школа открылась в Хайдарабаде (его считают индийской Силиконовой долиной) и сразу стала популярной. По первому набору в 2001 году сюда пришли 128 человек, а сейчас на потоке учатся более 400 студентов. Обучение в ISB стоит $33,5 тыс., вместе с расходами на проживание выходит около $40 тыс. Правда, школа называет свою программу Post Graduate in Management — она является аналогом MBA (степень MBA в Индии дают лишь университеты).

Опыт ISB интересен и для российского бизнес образования — во всяком случае, свою бизнес-модель Московская школа управления «Сколково» во многом позаимствовала у индийских коллег. Она так же создана по инициативе частного бизнеса, а в состав партнеров-учредителей вошла группа SUN, вице-президент которой Шив Кхемка активно участвовал в становлении ISB.

Корейская щедрость

Корейские бизнес школы пока не заняли высоких мест в мировых рейтингах, однако пользуются спросом у иностранцев, которые хотели бы работать в глобальных корпорациях — Samsung, LG, Hyundai и т. п. Все эти компании являются лидерами у себя на родине и активно наращивают присутствие на мировых рынках.

Обучение здесь стоит всего $20–25 тыс. в год. Кроме того, сами бизнес школы Южной Кореи, правительство страны и различные спонсоры предлагают щедрые стипендии и гранты для перспективных иностранных студентов. Например, Сергей Коновалов получил в Корее два бизнес образования, при этом за обучение не заплатил ни копейки.

Коновалов закончил московскую Высшую школу экономики и уехал в Корею в 2000 году. Он работал в HR-подразделении компании Samsung, а вечером учился в KDI School of Public Policy and Management. «Это относительно молодой, но продвинутый вуз, где четверть студентов и преподавателей — иностранцы»,— рассказывает Сергей Коновалов. После первого General MBA Сергей решил углубить знания в области быстро меняющегося ИТ-бизнеса и спустя три года получил еще один диплом — в KAIST Graduate School of Management. Это первая в Корее full-time MBA, созданная в 1996 году на базе известной ИТ-лаборатории.

Бесплатное бизнес образование можно получить и в Samsung Graduate School of Business, которую компания открыла совместно с Sungkyunkwan University и MIT Sloan (США). Каждый год Samsung отбирает по несколько перспективных выпускников вузов, не имеющих опыта работы, из разных стран, в том числе из России. Обучение идет на английском языке и рассчитано на два года. Все расходы Samsung берет на себя плюс ежемесячно выплачивает $800 стипендии. Правда, после окончания школы придется отработать в компании четыре года — два в Корее и два в России.

Впрочем, будущим студентам стоит иметь в виду, что страны Азии сильно отличаются как от Европы, так и друг от друга. И восточная специфика не каждому придется по вкусу. «Люди делятся на тех, кто может привыкнуть к местной культуре, еде, образу жизни, и тех, кто не может,— объясняет Сергей Коновалов.— На мой взгляд, Азия — отличный „челендж“».

По материалам сайта www.sf-online.ru.

Планируете поступать в бизнес школу - будьте в центре событий, подпишитесь на рассылку "Новости МВА, GMAT, TOEFL"!

Хотите увеличить свои шансы при поступлении в бизнес школу – для вас наши индивидуальные услуги: подбор школ, помощь в оформлении эссе, рекомендаций, транскриптов, интервью-тренинг, индивидуальная подготовка к GMAT и TOEFL, а также ответы на любые вопросы!