Интервью выпускника IMD EMBA’15 о поступлении и учебе в бизнес-школе

Друзья,
ранее мы опубликовали интервью об учебе в бизнес-школе IMD на программе full-time MBA, и вот теперь пришло время рассказать о поступлении на программу Executive MBA. Знакомьтесь, Артём Акимов, выпускник бизнес-школы IMD EMBA’15.

Добрый день. Представьтесь, пожалуйста, и расскажите немного о себе, о своем первом образовании.

Меня зовут Артем Акимов. Первое образование у меня гуманитарное - я закончил МГУ им. Ломоносова, факультет гос. управления.

Почему вы решили получить бизнес-образование?

Дело в том, что со студенческой скамьи я занимался предпринимательством, частным бизнесом. В какой-то момент я построил достаточно успешную компанию и ощутил нехватку формальных знаний, несмотря на значительный "hands-on experience". Я всегда хотел закончить MBA, но никогда не находил на это времени.

То есть вы хотели получить MBA, чтобы полученные знания применить к своему бизнесу, правильно?

Конечно! Дело в том, что первое образование сформировало хороший кругозор, но не дало мне ни одного формального навыка. Это не плохо и не хорошо. Я мог бы отучиться в "Плешке" или Финансовой Академии, но осознанно выбрал МГУ и до сих пор считаю, что сначала человек должен получить фундаментальное образование и потом, уже во вторую очередь, приступить к бизнес-образованию. Под "бизнесом" я имею в виду не только частный бизнес.

Я заметил, что на западе многие не получают фундаментального образования. В аудитории было много специалистов в конкретных областях, неспособных поддержать разговор на тему устройства мира. Моя глубокая убежденность заключается в том, что бизнес-образование всегда должно быть вторым этапом. Передо мной всегда стоял только вопрос: "Когда его получить?". И осуществить задуманное мне удалось в районе 32 лет, в тот момент, когда я продал компанию. Это заняло много времени - нужно было свыкнуться с этой мыслью, все обдумать.


В какие школы подавали документы и почему выбрали IMD?

Сначала я сузил выбор до трех бизнес-школ - это IMD, INSEAD и LBS.

Затем съездил во все три школы. IMD оказалась лучше всех. Ее можно сравнить с бутик-отелем. Там превосходная пятизвездочная инфраструктура самого кампуса, который очень гармонично интегрирован в швейцарскую природно-городскую среду у озера. Школа абсолютно бутиковая с точки зрения качества еды, продуктов, учебных материалов - там ребята не экономят ни на чем, и это очень приятно. Плюс там группы по 80 человек на потоке. Ты быстро узнаешь всех очень близко. С этой точки зрения - это просто №1 в мире, и я в этом убедился.

Есть ли гранты, стипендии на MBA?

Нет, насколько я знаю. Они есть, может быть, но не от самого IMD, но я этим не интересовался.

Вы рассматривали MBA full-time или сразу решили подаваться на Executive?

Я очень долго выбирал между full-time и Executive, потому что нигде не мог получить качественного ответа на вопрос, в чем, собственно говоря, разница.

Да, информацию можно получить 2 раза кликнув мышкой, но она не исчерпывающая, описательная, а с точки зрения применимости мало кто говорил доподлинно. Сейчас я абсолютно доволен сделанным выбором в пользу Executive. Финальным штрихом в пользу EMBA стала проведенная мной аналогия со спортом. Знаете, я в аудитории был самый молодой, хотя на тот момент мне было 33 года. Все окружающие меня полтора года люди, с которыми мы взаимодействовали и делились опытом в процессе обучения, были старше меня. В этом и есть смысл MBA. Формальные знания очень важны, но огромное значение имеет именно вот этот обмен опытом. Если ты хочешь научиться играть в теннис, с кем нужно играть? Если играть с теми, кто лучше тебя, ты многому научишься. Если играть с равными себе или отстающими, то прогресса будет труднее достичь. Когда я посмотрел на ситуацию с этой точки зрения, то сделал однозначный выбор и очень ему рад, потому что оказался именно там, где хотел - в кругу очень развитых в профессиональном плане людей. Многие из них были очень хорошо развиты и в других областях. Было очень интересно. EMBA – отличная программа, на которой ты должен освоить тот же набор дисциплин, что и на full-time, но она, на мой взгляд, гораздо сложнее. Потому что на конкретного студента вся эта система обучения тратит меньше времени. На full-time ты учишься целыми днями, у тебя больше времени, чтобы задать дополнительные вопросы, пообщаться один на один с преподавателем. А на Executive приходилось больше читать, больше додумывать, чтобы достичь того же самого. Критерии успеха или неуспеха абсолютно одинаковые - те же задания, те же экзамены.


Каким образом было организовано обучение на EMBA в IMD?

Это модульная программа, растянутая по времени на полтора года. Первый раз мы туда поехали недели на три полного погружения без выходных вообще. То есть, в буквальном смысле слова, каждый день занятия с 8 до 8. Потом у нас был перерыв на дистанционное обучение. Затем мы сдавали экзамены по итогам distance learning.

Кстати, в IMD примерно через квартал после прохождения FBL (foundations for business leadership) проходят внутренние экзамены. Предполагается, что студент MBA уже знаком с понятиями "balance sheet", "income statement", поэтому подробно это не объясняют. Данный внутренний экзамен призван показать, адаптировался ли ты к этим минимальным требованиям, усвоил ли эту азбуку. Если нет, то с тобой дальше не о чем разговаривать. Одного или двух студентов отчислили на этом этапе. Я не знаю, вернули ли им деньги… (смеется)

Давайте немного вернемся в самое начало процесса поступления. Расскажите о подготовке к тестам.

Да. Сначала был шок. Шок от того, что ты выделил время, у тебя есть желание, готовность пахать по учебе около двух лет (чего ты давно уже не делал), и тут открывается страшная тайна, вернее истина, что перед этой пахотой еще нужно такое пройти, что даже не описать словами - GMAT, TOEFL. К счастью, TOEFL мне не нужно было сдавать. Я всю жизнь работал с иностранцами и для поступления подготовил waiver, в котором было указано, что языком я владею на достойном уровне.

Сколько времени у Вас заняла подготовка к GMAT?

Вот это будет непоказательно для других, но у меня подготовка заняла года полтора. Мне пришлось поднимать математику с 4-ого класса, буквально со сложения дробей, с Александром Шмидтом - великим и ужасным (смеется). Думаю, что человек, который лучше учился в школе, сделал бы это быстрее. Вербальную часть я вообще сначала отложил на потом, занимался только математикой с Александром. А когда уже приближалась дата, желаемая для меня, по подаче документов, я вдруг попал к Ольге Корнеевне Андреевой и понял, что это еще сложнее, чем вся математика (смеется)! Вот честно, GMAT придумал неуравновешенный человек, глубоко больная личность. Но Ольга Корнеевна блестяще справилась с моей интеграцией в это знание, и я месяца через 2 уже начал понимать, чего от меня хотят. GMAT - очень сложная штука. Теперь я точно могу рекомендовать Ольгу Корнеевну. Более того, благодаря этим занятиям я стал лучше говорить на английском - согласование времен и всякие такие вещи просто доведены до автоматизма. В целом было тяжело, но очень полезно. В итоге я набрал 710 с первого раза. Я знаю, что многие ходят на пробные сдачи, но я занимался полтора года и пошел уже хорошо подготовленным. У меня были хорошие учителя.

Как собирали документы для поступления?

С этим мне помог замечательный MBA Consult.

Были ли у вас на программе любимые предметы, профессора?

Мне очень понравилось то, как преподавали финансы, потому что их я боялся больше всего. Это проблема, вытекающая из слабого знания математики. Но их преподавали очень доступно, я хорошо интегрировался и справился со всеми заданиями.

Также был просто великолепный курс Strategy. Он дает, с одной стороны, очень широкие знания, с другой стороны, легко применимые на практике. Курс очень фундаментален по своей природе и очень практичен по сути.

Помимо этого всем понравился блок, который назывался Leadership. Иногда он принимал характер психоанализа. Люди в мини-группах делились своим уникальным, даже сокровенным опытом. Он нас очень сплотил.

Были ли у вас сложности?

Сложности были в связи с очень большим объемом информации абсолютно в каждом блоке и в требовании очень серьезного погружения в предмет. Невозможно углубиться в один предмет и ослабить изучение другого. Ты должен все постичь одинаково глубоко, а это диктует большой объем чтения и информации, которую нужно переварить за достаточно короткий срок. Ученикам full-time программ проще. Они полностью погружены в обучение и больше ничем не занимаются. А здесь, на EMBA, мы все это делали через запятую с какими-то делами. Мои однокашники совмещали с тяжелой и интенсивной работой (я- то дистанцировался от руководства компании, чтобы посвятить себя образованию). Они учились по ночам, на год выпали из жизни своих семей. Перед ними я просто снимаю шляпу.

Расскажите, какие отношения у вас сложились с одногруппниками? Подружились?

Подружились однозначно. Теперь в каждой стране у меня есть некое лицо, которому можно написать что угодно в любое время и к твоей просьбе отнесутся с тысячекратным вниманием, и я сделаю то же самое. IMD очень этому способствует. Небольшая аудитория - все-таки она как минимум в 2 раза меньше того же INSEAD, где 200-300 человек – 90 студентов и ты всех знаешь. Нас объединяют пережитые вместе челленджи и полученные общие знания, поездки. Мы выезжали в Китай, Индию, Америку. Обычно часть группы отправляется в ту или иную страну и живет там неделю, изучает программу на основе местной специфики, слушает интересных спикеров из числа лидеров местных или международного бизнеса, локализованного там. У нас была очень интересная поездка в Индию. Там был блок, посвященный Global Transformations, о том, как компании из локальных становятся игроками международными, какие трудности и вызовы их встречают на данном пути, какие ошибки делают. Также впечатлила силиконовая долина, конечно, с большими компаниями.

Были еще русскоговорящие студенты на вашем потоке?

Да, трое. Еще пара человек из Казахстана, Узбекистана - абсолютно советские люди. Мы там представлены очень хорошо, и это отрадно.

Кого больше мужчин или женщин? Есть перевес?

Наверное, мужчин больше, но не сильно. Я, кстати, об этом не задумывался.

Как вы думаете, женщине в какой-то степени легче поступить на MBA?

Нет, не думаю.

Еще одна причина, по которой я рад, что поступил в IMD - швейцарцы во всей Европе наименее толерантны. Их в наименьшей степени затронула проблема равноправия всех и вся. Они очень здраво смотрят на вещи. Это проявляется в том, как они читают экономику. У них незашоренный взгляд на модные сейчас ультра-либеральные течения или школы. Ральф Бошек читал макроэкономику де-идеологизированно - не через призму личного восприятия. Я бы очень удивился, если бы они отдавали гендерные предпочтения. Если ты им не интересен, то ты им не интересен. Будь ты трансгендер, Барак Обама или лесбиянка – абсолютно не играет роли.

Выпускник IMD - кто это? Есть какие-то общие черты, которые вас объединяли?

IMD никого не уравнивает, не приводит к общему знаменателю, там никто не вторгается в твою личность. Какой личностью ты был, такой и останешься, но обогащенной опытом других людей. Обучение в IMD – это, если коротко, приобщение к опыту других людей. Нам всем дана одна жизнь, и каждый может прожить ее по-своему, с негативным или позитивным опытом, но один раз. А здесь тебе за год будто вшивают чип, в котором 180 жизней. Те 90 одногруппников в какой-то момент пересекаются с параллельным потоком из 90 студентов. Ты обмениваешься опытом с успешными людьми, можешь проследить путь становления крупных, мелких или нишевых очень интересных компаний. Ты приобщаешься к этому и можешь воспринимать их опыт, как свой - это бесценно. Там философский камень не научат добывать. Но ты станешь гораздо более развитой личностью, гораздо более опытным человеком во всем, что касается бизнеса.

Бизнес-школа предлагает варианты трудоустройства?

Школа бизнеса - не хедхантерское агентство. У всех свой бизнес. Вот агентства приглядывают за выпускниками IMD, это да. За исключением, пожалуй, случаев, когда выпускнику предлагают почитать какой-нибудь курс в самом IMD, такой пример я видел.


Что изменилось после окончания бизнес-школы?

Все изменилось. Жизнь разделилась на "до" и "после" (смеется). А если серьезно, то появилась легкость, ушла шероховатость. Вот мы сейчас делаем очень интересный проект, и благодаря учебе я допустил гораздо меньше ошибок (да, вообще не сделал!). Я поумнел, набрался опыта, вышел за рамки индустрии, рутины, расширил кругозор - это качественные изменения.

Также я укрепился в своем отношении ко многим вещам. Ты оказываешься в среде европейского бизнеса, имеющего свои недостатки. Необходимо понять, как с ними бороться. Например, для европейцев очень важна коллегиальность в принятии решений. Это не типично для России. Любая дискуссия в маленькой группе, сформированной специально для принятия решения, не закончится, пока не удастся достигнуть консенсуса. Будут еще и еще собираться, чтобы все высказались и все согласились с решением. Наше политбюро позавидовало бы. Люди избегают ответственности. С меньшей готовностью руководитель скажет, что он выслушал всех, теперь делаем вот так. Для меня всегда было естественно, что роль руководителя заключается в способности принимать решения. Но европейцы другие, другой менталитет. Школа кстати, пытается это перевоспитывать - тут претензий нет. Но это опыт. Если будете с ними работать, то это надо учитывать.

Чем заканчивается EMBA программа? Какой-то коллективный проект? Дипломная работа?

За все время обучения студенту необходимо выполнить 20-30 заданий. Невыполнение одного из заданий – fail, но есть шанс сделать redo. Если ты redo не сделал несколько раз, то тебя могут отчислить. Поэтому нагрузка сколь тяжелая и большая, столь же комфортным образом она распределена по времени, то есть ты знаешь, что тебе через месяц нужно сдать. Вот, например, возьмем Finance блок. У тебя есть Finance A, Finance B, Finance C – это проектные работы с элементами эссе по форме изложения. Ты должен проанализировать в своей или любой другой индустрии, как считается WACC или ROI. И задания усложняются от А до В, от В до С. Ты должен к определенной дате подгрузить онлайн выполненные задания в специальную систему, туда же приходит ответ. Ответ может быть «сдал» или «не сдал», но в некоторых случаях дают «outstanding grade». Если ты набираешь определенное количество «outstanding» за всю программу, например, 8 из 20, то ты заканчиваешь, как они говорят, «with honors», и на финальной церемонии тебе как-то по-особому хлопают.

В дипломе, кстати, никто не расшифровывает, каким образом ты получил MBA: на full-time программе или Executive. В дипломе нет никаких различий, потому что неважно, как ты этого добился. Это придумано не для того, чтобы как-то сегрегировать более продвинутое от менее удачного, а чтобы сделать разным людям удобно.

Какую рекомендацию можете дать тем, кто сейчас поступает на MBA?

Могу дать очень ценный совет. Будете подаваться в бизнес-школу, начните с IMD. В самом начале пути просто возьмите и напишите хорошее письмо, поговорите с ними, если у вас есть достаточный background. В исключительных случаях они могут взять вас без GMAT.

Благодарим Артема за интервью и фотографии из личного архива.

Успехов и удачи Вам!