Интервью Софьи Бурбасовой, выпускницы LSE (программа Master in Human Resources and Organisations)

Друзья,
мы публикуем долгожданное интервью о магистратуре в Лондоне. Знакомьтесь, выпускница London School of Economics (Master in Human Resources and Organisations), Софья Бурбасова.


Представьтесь, пожалуйста. Расскажите, какое у Вас образование и чем Вы занимались до поступления в магистратуру.

Меня зовут Бурбасова Софья. До поступления в Лондонскую школу экономики я получила степень бакалавра в Высшей школе бизнеса МГУ по специальности "Менеджмент". Прошла несколько летних стажировок и имела небольшой опыт работы.

Почему Вы решили поступать в магистратуру за рубежом? Какие цели и задачи планировали реализовать после прохождения программы Masters?

Получение степени магистра казалось логическим завершением процесса обучения. Одного бакалавириата мне было недостаточно. К тому же менеджмент – слишком широкая сфера, и я не понимала, чем могу заниматься, где работать, что я знаю и чего не знаю. Но магистерские программы в России меня не заинтересовали. Я думала, что буду изучать абсолютно то же самое, к тому же у многих университетов плохая репутация: взятки, отсутствие нагрузки, плохой контингент. Поэтому я начала рассматривать программы за границей. Америку я сразу исключила из-за удаленности, так что выбор пал на европейские школы. Я хотела продолжить изучать менеджмент, но так как несколько стажировок проводила в HR, решила расширить круг поиска с Master in Management до Human Resources Management. Такая программа была в LSE.

В какие еще университеты Вы подавались?

Я поступила в IE Business School в Мадриде на Master in Management – по версии Financial Times это одна из лучших программ, ее мне посоветовала подруга (которая, кстати, рассказала мне про вашу школу). В качестве запасного варианта подавала в UCL в Лондоне – тоже на Master in Management (туда я абсолютно не хотела), и в LSE на Master in Human Resources and Organisations - в итоге я эту программу и выбрала.

Почему Вы выбрали именно LSE?

Я очень долго не могла определиться с выбором. Программа в Мадриде мне больше нравилась - она казалась более интересной и бизнес-ориентированной. Мне представлялось, что Лондонская школа экономики в свою очередь предлагает очень академическое образование - традиционное английское - где нужно читать большое количество академических исследований и гораздо меньше внимания уделять бизнес-кейсам. Боялась, что будет немного не то, что я хотела. Но люди старше и опытнее меня убеждали, что у LSE имя, а про IE никто не знает. Я не очень хотела ехать в Лондон, мне казалось, что это сложный для жизни город с плохой погодой, чопорными местными жителями и невкусной едой. Впоследствии я поняла, что выбрав LSE, приняла правильное решение, и все мои опасения не подтвердились. Мне понравилась смена стиля обучения и окружения. В Высшей школе бизнеса среди моих одногруппников были будущие предприниматели или люди, интересующиеся бизнесом. А в LSE из-за того, что у меня была программа не просто Master in Management, а Master in Human Resources and Organisations, я училась с людьми с абсолютно разным бэкраундом: психологическим, социологическим и даже техническим – с людьми, которые случайно попали в HR и хотят этим профессионально заниматься, но им не хватает образования. Из-за этого я открыла для себя много нового, нашла новых друзей, расширила свой кругозор. Я получила более разностороннее образование.

Вы помните сам процесс поступления? Сколько времени у вас заняла подготовка к тестам и сбор документов?

Да, процесс поступления я помню. Я хотела отправить все документы до Нового года. Однако только в конце декабря мне удалось успешно сдать GMAT со второй попытки. Я набрала 680 баллов и в начале января отправила документы. Для поступления в LSE требовалось написать Personal Statement – эссе, в котором я должна была объяснить, почему хочу на эту программу, предоставить рекомендации от работодателей и преподавателей, CV и еще несколько анкет. Сдача GMAT не была обязательной только в LSE, но баллы добавляли вес моему заявлению. Я очень боялась, что с моим русским дипломом и не очень убедительным опытом работы моё заявление не будет достаточно привлекательным, поэтому считала, что мне обязательно нужно сдать GMAT. Как оказалось после, он был не столь важным, я думаю, что могла бы поступить без него. Главное - написать сочинение. В английских школах это очень важный момент, потому что в нем нужно построить свою историю, рассказать, почему ты конкретно хочешь на эту программу. Я долго думала, пыталась понять зачем и в процессе я действительно поняла, почему хочу заниматься HR. Я написала не вымышленную, а свою реальную историю. И она мне пригодилась потом при подаче заявления на работу, при новых знакомствах, потому что для всех людей какая-то загадка, почему кто-то выбирает HR. В России вообще все думают, что это отдел кадров, но это уже другая история.

Как Вы справились с тестами GMAT и IELTS? Как готовились к экзаменам?

Подготовка к GMAT в MBA Consult у меня заняла 2,5 месяца. 1,5 месяца я готовилась перед первой попыткой и она не удалась. Сначала я занималась в паре с подругой, потом мы сменили стратегию и начали заниматься по отдельности. У меня хорошо шла математика, но гораздо хуже раздел Verbal. Как раз после первой попытки мы изменили подход, и сразу дела пошли в гору. Я поняла, что надо заниматься этим системно: нужно вести учет выполненных заданий, пройденных тестов, фиксировать ошибки, выделять проблемные разделы, и, конечно, как можно больше практиковаться. Я думаю, в декабре (пик моей подготовки) ни семья, ни друзья – вообще никто меня не видел. Это был очень сложный период в жизни, серьезно. Но после сдачи я закрыла книжки и была очень собой довольна, ведь 680 баллов – достойный результат. Его мне хватало для поступления и в IE, и в UCL. IELTS я сдавала уже после: взяла три или четыре индивидуальных занятия в MBA Consult. До этого в рамках обучения на бакалавриате я тоже сдавала IELTS, но на момент подачи документов он уже был просрочен. База у меня была, так что я повторила формат теста и в ночь перед экзаменом посмотрела несколько видео о распространенных ошибках. В итоге сдала на 8 баллов.

Подавались ли Вы на стипендию?

Не подавалась и очень об этом жалею. Мне казалось, чтобы ее получить нужно быть очень умным студентом или же быть в какой-то определенной финансовой ситуации. Но когда я приехала учиться, оказалось, что многие подали на стипендию и получили скидку на обучение. Я пожалела, что этого не сделала, и советую ребятам - вы ничего не потеряете, если подадите заявку на стипендию.

Быстро получили ответ от школы?

Ответа от школы я ждала долго – в марте или апреле LSE сделали мне conditional offer (ждали, пока сдам IELTS). Не смотря на то, что в IE я подала документы позже – в феврале, я прошла интервью в Москве и мне предложили место в течение месяца. Пришлось просить их дать мне время подумать, чтобы дождаться ответа из Лондона.

А когда началась программа? Когда Вы должны были быть в Лондоне?

Программа началась в конце сентября. Первые недели две было введение – нам рассказывали про разные сервисы в университете и структуру программы, затем началась сама учеба. LSE - огромный университет в центре Лондона. Он состоит из нескольких расположенных рядом зданий, и занятия проходили то в одном здании, то в другом.


Как вы переживали первые недели обучения на программе?

Мне было очень страшно ехать, я затянула с выбором места жительства. Можно было жить в студенческом доме либо снимать квартиру. Последний вариант подразумевает много бумажной волокиты и оплату счетов, так что я решила пойти в студенческий дом, где все включено в стоимость проживания. Волнения перед обучением были связаны с тем, что я ни разу не видела место, где буду жить, Лондон не знала, в метро не ездила, приехала за три дня до начала. Однако в университете все способствовало тому, чтобы мы чувствовали себя комфортно, ведь студентов много и многие приехали из разных стран. Я приехала из России – это не так далеко. Были люди из Китая, из Филиппин, из Южной Америки, которые в этой части света не были и зимы никогда в жизни не видели, т.е. им было гораздо сложнее, и университет старался нам помочь. Очень забавно: нам даже советовали какие витамины принимать и какие зонтики покупать. Нас было чуть больше ста человек и вся программа состояла из трех потоков. У меня был Master in Human Resources and Organisations, и параллельно с этим я получала аккредитацию распространенную среди местных специалистов - CIPD (Chartered Institute of Personnel Development). У нас было несколько основных курсов и три по выбору. Мы все были перемешаны, поэтому я даже не знаю, кто на какой программе учился. На лекциях присутствовало более 100 человек, а на семинарах по 11.

Расскажите об инфраструктуре на кампусе. Каковы варианты размещения (квартира или общежитие)?

Студенческих домов в Лондоне очень много: есть прикрепленные к университету и есть частные. Я жила в частном студенческом доме. Он никакого отношения к LSE не имеет, но очень близко к нему находится. Там есть комнаты разных типов - можно жить со студентами или отдельно. Что касается кампуса - в центре на Aldwych находится зданий 7. Есть библиотека, дом студенческого союза, академические корпусы, кафе, сувенирный магазин, театр, два паба, где самые дешевые пинты в городе (из тех, что я видела) а также здания, где можно было получить консультацию карьерных специалистов, психологов, врачей.


Как был организован образовательный процесс? Большая ли нагрузка?

Что касается нагрузки, в основном это было самостоятельное обучение. У меня все было организовано таким образом: 70% моего курса составлял экзамен, 30% проект или эссе. В течение обучения на лекциях посещаемость не отмечается (только на семинарах для студенческой визы), оценки за участие на занятиях не ставятся. В основном, на лекциях дают теорию, а ты потом эти идеи должен собрать самостоятельно. Перед семинаром выделяется неделя на подготовку по определенной теме и к ней 5-6 заданий для чтения: это может быть глава из книги или исследование, в среднем страниц 30-40. Желательно, каждое задание прочитать, написать к нему заметки и сделать выводы. Я следовала этому плану, и это здорово облегчило подготовку к экзаменам. Такую работу нужно проводить еженедельно. 4 недели учебы, потом reading week - шанс нагнать то, что не успел, потом снова 4 недели. Плюс у нас было обязательное задание - написать эссе или выполнить какой-то проект. Давалось несколько тем на выбор, и мы должны были, используя весь прочитанный материал и лекции, выдать убедительное рассуждение, подкрепленное результатами исследований. На оценку влияло то, насколько хорошо ты можешь все это совместить, насколько оригинальный у тебя ход мыслей (ведь все читают примерно одно и то же), насколько интересен твой план, какое качество анализа. Мы изучали за курс примерно 10 тем. Затем был экзамен, на котором невозможно списать и который нет возможности пересдать. Все что у тебя есть на экзамене – это бутылка воды без этикетки и прозрачный пенал.


Было ли у Вас свободное время? Как Вы его проводили?

Свободное время, конечно, было. Сначала очень мало, потом я научилась его находить. В основном, я общалась с ребятами с моей программы, и мы чаще всего путешествовали. Много ездили во Францию, я постоянно летала в Россию (очень скучала по дому), ко мне приезжали родители. Ну, и по Лондону гуляла. Лондон мне понравился - очень удобный для жизни город с идеальной инфраструктурой. Но довольно дорогой. Погода переменчивая, но, на мой взгляд, лучше чем в Москве.

Расскажите о своих любимых профессорах, любимом курсе.

У меня был любимый профессор – Connson Locke, она вела у нас несколько курсов leadership и организационное поведение. Мне не столько запомнились ее курсы, сколько сам подход, подача материала, ее увлеченность и требовательность. От нас она всегда требовала структуры и уверенности в себе. Хотела, чтобы даже при устном ответе на вопрос мы использовали прочитанную дома информацию и делали на это ссылки. Она с самого начала дала понять, чего от нас ждет, что очень помогло при подготовке к экзаменам. У нее социологический background, но она работала в консалтинге и поэтому бизнес-ориентированная, мне это нравилось.

Какова продолжительность Вашей программы?

Программа началась в конце сентября, обучение закончилось в мае. В мае-июне были экзамены, и в конце августа я сдала диссертацию. Получается, год. Правда, диплом я получила только в конце декабря, потому что они должны были проверить диссертации и экзамены на плагиат - там с этим строго.

Были ли у вас стажировки во время обучения?

Нет, стажировок не предполагалось. Были предложения о практике: походить за каким-нибудь специалистом пару дней и посмотреть, чем он занимается. Но, во-первых, времени не было, во-вторых, очень тяжело было туда попасть - если только во время летних каникул. Огромный конкурс, потому что в основном в середине года работают или на стажировку попадают бакалавры. Такие светлые головы, что с ними тяжело конкурировать.


Какие отношения у вас сложились с одногруппниками? Студент LSE – как Вы можете охарактеризовать его?

Студенты были очень разные, и они сразу разбились на группы: были явные ботаники, ненамеренные общаться, были ребята, которые развлекались и делали вид, что всё просто. Я попала компанию людей, которые, может, не очень много делали, но любили рассуждать о том, что мы изучаем, o мировых проблемах. Я дружила с пакистанцами, индийцами и малазийцами, т.е. открыла для себя абсолютно новые части света, узнала, как там протекает жизнь. Мне очень нравилось с ними разговаривать. Мне кажется, студент LSE – это в первую очередь думающий человек. У нас даже девиз был – «Знать причину вещей» («Rerum cognoscere causas»). В разговоре мы постоянно оглядывались назад, искали причины того или иного факта или события. Мои друзья говорят, что я изменилась - стала больше рассуждать.

Какую роль на программе играет карьерный офис? На каком этапе обучения туда можно обращаться?

Карьерный офис в LSE огромный - очень важная и необходимая вещь в университете, т.к. 80 % иностранных студентов хотели найти работу в Лондоне. Карьерный офис - это команда людей, организующих воркшопы, ярмарки вакансий, они помогают контактировать с компаниями, а также предоставляют консультации, на которых можно обсудить свой CV, подготовиться к интервью или, если не знаешь, куда ты хочешь пойти работать - просто прийти поговорить. Я карьерным офисом пользовалась, у нас был лимит встреч, которые мы могли использовать за семестр, я использовала весь лимит за оба семестра - ходила, спрашивала, потому что хотела найти работу. Нам постоянно говорили, что, если у нас нет гражданства Великобритании или Европейского союза, то найти работу очень-очень сложно. Потому что рабочую визу нужно спонсировать, а работодатели не хотят этого делать.

Лучший вариант развития событий для иностранного студента по окончанию магистратуры – это попасть на какой-нибудь Graduate Scheme - это программа молодого специалиста, по которой он попадает на один год, на два или на три на работу в любом отделе: например, продаж, маркетинге, HR. Работодатель тратит очень много денег на его обучение, а по окончании программы сотрудники, как правило, остаются. На эту программу очень высокий конкурс, и набор на программы, стартующие, допустим, в сентябре 2016, начинается в сентябре 2015 года. А закрывается набор в конце зимы 2016. Мы только приехали, я понятия не имею, что Лондон за город, что LSE за университет, а мне уже нужно найти вакансии, составить CV и понять, где я буду работать в следующем году. Это было очень сложно. Первую половину своего обучения я потратила на то, чтобы найти работу и въехать в процесс обучения, поэтому свободного времени практически не было. Когда я нашла работу - смогла расслабиться, учиться и наслаждаться Лондоном и университетом. Поэтому в карьерный офис нужно обращаться как можно раньше и слушать, что они говорят.

В итоге Вам удалось найти работу?

С моей программы я одна из немногих (нас, наверное, было всего трое-четверо), кто, не являясь гражданином Соединенного Королевства и Европейского Союза, смог найти работу. Это было реально сложно, и в итоге я нашла абсолютно не то, о чем мечтала. Я подавала заявку в 20 с лишним компаний и в итоге прошла в KPMG на аудит в финансовый сектор. Забавно, что тему для диссертации я выбрала еще до того как найти работу - о неудовлетворенности аудиторов, т.е. я всё знала про аудиторов и про большую четверку, что мне помогло потом при интервью. Процесс отбора на работу был многоступенчатый: сначала ты отправляешь CV, отвечаешь на competence based questions (у компании есть компетенции, которые они ищут у молодых специалистов, и соискатель должен отвечать на вопросы типа “Как вы видите свое будущее в ближайшие три года?”), сдаешь тесты (опыт с GMAT мне очень помог). Потом этап – телефонное интервью, на котором проверяются знания о вакансии, компании, о влиянии событий в мире на компанию, затем assessment centre – это, наверное, самая сложная и нервная часть. Ты приходишь в компанию и встречаешь 5-6 таких же как ты ребят. Вам дают групповые задания, тестируют разные навыки работы в команде, как отвечать на письма, как справляться с постоянно возникающими проблемами. Потом финальное интервью с партнером компании. Свою заявку в KPMG я отправила в ноябре, а offer получила в июне. Весь этот ужасный нервный процесс длился довольно долго.

Каковы перспективы трудоустройства у студента из России?

Перспективы есть. Русские ребята довольно трудоспособные (даже сейчас на работе кажется, что соотечественники работают больше местных). Я общалась со студентами из Москвы и Санкт-Петербурга – их всех объединяет какая-то история, идея - их никто не заставлял ехать в Лондон, они действительно этого хотели. А когда человек хочет - он может. Это не очень сложно, нужно просто иметь структурированный подход, составить большое расписание, сколько ты будешь к чему готовиться, что от тебя хочет компания. Только с визами тяжело. Я же изучала HR, и свое путешествие в HR я начала в Яндексе в Москве, когда попала туда на стажировку. Моей мечтой было попасть в HR в Google, и когда я получила от них приглашение на интервью в Лондон, я просто плакала от счастья. В итоге мне сказали: «Вы нам подходите, но вы русская, у вас нет визы. Мы не можем сделать визу для Вас, т.к. HR не входит в список тех профессий, для которых мы можем делать визу». Мне было очень грустно и очень обидно. Так что нужно иметь это в виду. Это не значит, что ты плохой или неспособный, - просто такая система.


Поделитесь советом по поступлению для кандидатов из России. Как обратить на себя внимание приемной комиссии?

Не бояться, потому что всё это кажется очень страшным и чем-то несбыточным. Большой сложный экзамен сначала, потом все эти документы. Довольно сложно кажется – ознакомиться со всеми этими формами, требованиями, поступить, найти жилье. Но в итоге перед тобой открываются многие двери, расширяется сознание и кругозор. Поэтому если есть материальная возможность и желание – нужно ехать. И начинайте к этому готовиться заранее.


Какие перемены произошли в вашей жизни после окончания программы?

Я стала более уверена в себе, более самостоятельна, примерно понимаю, что хочу, что могу, что люблю делать. Я очень рада, что выбрала Лондон и осталась после обучения, чтобы работать на заветном Canary Wharf (район с небоскребами, Лондонский финансовый центр номер 2 после City). В ближайшие три года я тут: работаю с 9 до 5, аудирую инвестиционных менеджеров и специализируюсь на защите клиентских активов и сдаю ACA (международная квалификация для аудиторов). Через пару дней лечу в свою первую командировку в Шотландию. Конечно, совсем не HR, но знания, полученые в университете, помогают правильно и трезво смотреть на многие вещи. Решение получить образование за рубежом изменило мою жизнь на ближайшие годы. Вообще, даже если не думать о карьере, это просто очень хороший опыт, советую всем не бояться и ехать, если такая возможность есть!

Благодарим Софью за интервью и фотографии из личного архива.

Желаем успехов и удачи!