Дистанционное обучение MBA в IE
Дистанционное обучение MBA в IE

IE Business School в Испании уже десять лет предлагает программу дистанционного обучения International Executive MBA. Эта программа создана для руководящих работников с семилетним опытом работы, из которого три года должны быть в области менеджмента. Программа длится 13 месяцев, студенты обычно разбросаны по всему земному шару.

Структура программы дистанционного обучения такова: студенты собираются на кампусе в Мадриде в начале программы на две недели, затем переходят на обучение в режиме онлайн, которое продолжается шесть месяцев. В середине программы группа встречается в Шанхае на две недели, а затем начинаются ещё шесть месяцев дистанционного обучения. Последние две недели студенты проводят в Мадриде.

В ходе обучения широко используются кейсы, решая которые студенты обсуждают реальные проблемы и дилеммы современных компаний. Это похоже на большинство программ Full-Time, только дебаты проходят не в классной комнате, а в режиме онлайн и обычно длятся три-четыре дня. До того как начать обсуждение, студенты готовятся к предстоящей беседе индивидуально или в заранее определенных группах. Профессор начинает дискуссию и задает вопросы, затем обсуждение ведут студенты.

Общение в режиме реального времени минимально. Студенты живут в двадцати различных странах и часовых поясах, так что нельзя назначить онлайн урок на семь часов и ожидать, что это будет приемлемым для всех. Так что мы пытаемся, насколько это возможно, сделать обсуждение не синхронным. Кейсы обсуждаются на специальном Интернет-форуме. Студенты принимают участие в беседе тогда, когда им это удобно. Кто-то предпочитает посвящать этому утренние часы до ухода на работу, кто-то вставляет своё веское слово вечером или поздно ночью. Обычно на это у них уходит два-три часа ежедневно.

Программа существует уже десять лет, и создатели не спешат менять базовую технологию. Безусловно, они экспериментировали с возможностями мультимедиа и видеоконференциями, но им нравится придерживаться самых простых технологий. Это очень важно для создания разнообразия в классе. В некоторых группах присутствуют студенты из таких стран, как Нигерия и Туркменистан, которые не могут позволить себе каждый день пользоваться высокоскоростным Интернетом. Но их вклад в обучение просто неоценим и терять его нельзя.

Известно, что онлайн дискуссии затрагивают более глубокие темы, чем обсуждения лицом к лицу. У людей есть время тщательно обдумать проблему и выяснить, как в таких случаях поступают в их компании. Как это ни удивительно, но и деловые контакты на программах подобного рода устанавливаются более крепкие и прочные, чем на обычной программе MBA. Наверное, это можно объяснить тем, что взаимодействие студентов не ограничивается только обсуждением проблем на форумах, они продолжают общаться и в другое время на просторах Интернета. Таким образом, у них появляется возможность обсудить личные темы, что создает более прочную связь.

Возможно, утверждение о том, что человеку требуется гораздо больше самомотивации при дистанционном обучении, справедливо и не лишено оснований, но методика обучения, при которой студенты работают в очень тесных и конкурирующих группах, а профессора постоянно задают вопросы, вызывает определенное привыкание. Люди не могут спокойно пройти мимо компьютера, они торопятся проверить, что нового появилось на форуме, и внести свой вклад в развитие беседы. Им необходимо участвовать каждый день, иначе они просто потеряют нить обсуждения, если что-то пропустят.

Преподаватели оценивают студентов тремя различными способами. Иногда это экзамен при личной встрече или в режиме онлайн, иногда команды получают баллы, или студент получает очки за участие в беседе и степень этого участия. Профессора оценивают каждое сообщение на форуме. Они могут поставить от одного до трех баллов в зависимости от того, прочел ли студент кейс и просто понял его или он внес свой вклад в дискуссию и открыл новую тему. Те, кто действительно заинтересован в получении высших оценок, посылают много сообщений, иногда настолько много, что преподаватели ограничивают количество сообщений от одного участника. Студентам нужно учиться давать другим возможность проявить себя.

По материалам сайта economist.com.