Из бизнес-школы на съемочную площадку
Из бизнес-школы на съемочную площадку

А всё лекция про трущобы. Студент MBA в Northwestern University's Kellogg School of Management Марк Финберг (Marc Fienberg) изучал ораторское искусство под руководством профессора Мартина Штоллера (Martin Stoller). Одна из лекций была посвящена тому, что любому студенту бизнес школы Kellogg настолько сложно потерять всё и оказаться в трущобах, что просто преступно упускать возможность рискнуть и воплотить в жизнь свои мечты.

В случае с Финбергом это означало отказ от весьма денежной работы и 12-летнюю борьбу за выпуск собственного независимого фильма. Свой главный экзамен на профпригодность он будет сдавать 12 августа, именно на этот день намечена национальная премьера Play the Game, комедии, которую написал сам Финберг и в которой снялся известный актер Энди Гриффит (Andy Griffith). Однако путь к этому был отнюдь не усыпан розами, скорее напоминал крутой боевик. Сага об отношениях Финберга с Голливудом скорее всего станет для всех примером стойкости, виртуозного кризисного управления и умения привлекать необходимые инвестиции. Такому не учат за партой. «Я всё ещё занят сбором средств», - говорит наш герой.

После окончания бизнес школы в 1997 году Финберг отправился на отдых в Непал, именно там он написал сценарий Play the Game. Это история молодого человека, который пытается научить своего вдового дедушку вновь общаться с женщинами. Финберг сам был в похожей ситуации. Позже он участвовал в различных конкурсах на лучший сценарий для фильма и пытался продать своё творение многочисленным агентам. В конце концов кто-то согласился представлять его интересы, но ни одна студия не взялась за экранизацию. Финберг поднаторел в общении с неизвестными людьми, пытаясь заинтересовать их, но ему пришлось выслушать сотни отказов. «Я очень упрям и умею подавлять раздражение, это помогло мне пройти через все трудности», - говорит он.

Однажды он дозвонился до Лоуренса Касдана (Lawrence Kasdan), директора картины The Big Chill и других фильмов. Он дал ему очень ценный и неожиданный совет. «Никто вам не поможет, если хотите что-либо сделать, сделайте это сами», - произнес он.

Итак, Финберг начал сбор средств. Сотни электронных писем полетели к сокурсникам и выпускникам Kellogg. Ответов он ждал в начале 2007 года в офисе в Чикаго. К его удивлению и радости один за другим стали приходить инвесторы. 15 человек готовы были вложить в совокупности 3 млн долларов. Почти все они были выпускниками школы Northwestern.

Энди Гриффит спасает положение

Один из инвесторов Чак Фунай (Chuck Funai), главный финансовый директор Cummins Southern Plains, компании-дистрибьютера дизельных двигателей, заинтересовался сценарием, и ему понравилось, что Финберг хотел работать с пожилыми актерами. Именно это, по его мнению, могло привлечь внимание выпускников бизнес школы, а в будущем, возможно, создать общество для такого рода деятельности. «Может быть, нам удастся совместно провернуть и другие проекты, не обязательно из области кинобизнеса», - говорит он. «Это очень поучительно», - добавляет Джим Роуз (Jim Rose), исполнительный директор маркетинговой фирмы Mosaic Sales и ещё один инвестор проекта Финберга.

Деньги позволили Финбергу начать работать над фильмом по-настоящему. Он позвонил актеру Джеймсу Гарнеру, звезде картины "Досье детектива Рокфорда" (The Rockford Files), которого отобрал для роли дедушки. Но его агент рассказал, что актер перенес серьезную операцию и не сможет принять участие в проекте. После этого целый день Финберг провел в размышлениях, как сказать инвесторам о том, что звезда, на которую они делали главную ставку, не сможет помочь им. Он предложил им вернуть деньги и забыть обо всем, но никто не отступился.

Уже был известен день начала съемок, но у них не было главного героя. Один из известных голливудских продюсеров, который консультировал команду Финберга, посоветовал им отказаться от затеи снимать кино без звезды. Неизвестный актерский состав похоронил бы проект заживо. Но Финберг посылал сценарий другим актерам. За три недели до начала съемок в офисе Финберга раздался телефонный звонок от Энди Гриффита.

Ветеран американской киноиндустрии заинтересовался сценарием и был бы готов принять участие в проекте, но у него не оставалось времени выучить роль, поэтому он вынужден был отказаться. Финберг впал в уныние. Это было в четверг, а в понедельник раздался повторный звонок от Гриффита. «Он сказал, что ему понравился мой сценарий, так как это был первый из многих фильмов, где его герою не пришлось бы умирать в конце», - вспоминает Финберг.

Участие Гриффита требовало больших затрат. На момент съемок ему был 81 год, и он не мог работать по 16 часов в день наравне с молодыми актерами, поэтому съемки вместо трех намеченных ранее недель заняли бы пять. Гриффит живет в Северной Каролине, соответственно, Финбергу пришлось оплачивать перелет и проживание звезды, предоставить ему большой трейлер. Эти расходы не входили в первоначальную смету.

Благотворительная карусель

Съемки начались в июне 2007 года. Но три дня спустя, когда Финберг только начал постигать азы искусства быть директором картины, его команда ушла на обед и не вернулась. Вскоре к нему нагрянул представитель профсоюза и сказал, что все вернутся, только если он будет платить им на уровне, установленном профсоюзом. Или же съемка сорвется. Финберг сел на телефон и начал обзванивать инвесторов, ему нужны были дополнительные средства на оплату труда. «Если Энди Гриффит уедет домой, он не вернется», - вертелось в голове у Финберга.

Съемки и монтаж были завершены, но впереди Финберга ждал самый сложный период. Ему необходимо было продать фильм кинотеатрам. Некоторые независимые продюсеры добиваются того, чтобы их фильмы показали в рамках различных кинофестивалей, вроде Sundance Film Festival или Los Angeles Film Festival. Хорошие отзывы критиков порождали интерес к фильмам со стороны владельцев кинотеатров. Но Play the Game не приняли в программу кинофестивалей по весьма интересной причине. Финбергу сказали, что его оптимистичная комедия была недостаточно злободневна и остра и являлась просто продуктом для широких масс.

По данным торговой группы Ассоциации американского кино (Motion Picture Association of America), только 600 фильмов в год добираются до киноэкрана. А производятся они тысячами. Многие крупные студии не занимаются сейчас распространением независимых проектов. Обычно дистрибьютеры платят за рекламу и производство копий фильма, а взамен получают 15% от дохода с продаж билетов. Но сейчас те немногие, кто готов заниматься распространением индивидуальных проектов, требуют от продюсеров нести расходы по рекламе и копированию. Итак, Финберг опять пришел к своим инвесторам за деньгами.

В феврале этого года ему удалось собрать $200,000, чтобы организовать прокат его фильма во Флориде. Он потратил $75,000 на рекламу в газетах и на телевидении во время трансляций шоу Гриффита Matlock. Финберг провел массу маркетинговых исследований. Месяц он с семьей жил во Флориде, выступал с лекциями о кино в домах престарелых, на собраниях ветеранов и в еврейских общинах, появлялся перед зрителями в кинотеатрах и рассказывал о себе, чтобы заинтересовать их. Зрители рассказывали о нем своим друзьям. По его словам, самым удачным маркетинговым ходом было привлечение 75-летней женщины к раздаче рекламок в загородных клубах. «Сарафанное радио пенсионеров работает быстрее и действеннее, чем Twitter или Facebook», - улыбается Финберг.

Победный прокат

Финберг рассказывает, что обращение фильма к публике старше 50 лет повысила в кинотеатрах посещаемость утренних сеансов и показов в будни. «Если вы на пенсиии, то каждый день выходной», - замечает Финберг. Картина Play the Game держалась в прокате 13 недель во Флориде, собрав рекордные для своего масштаба $370,000. Этот успех вдохновил команду Финберга на вложения в августовскую премьеру. Теперь фильм покажут в 55 кинотеатрах в 15 городах страны. Финберг всё ещё ищет средства на копирование фильма и рекламу.

Во время работы над своей мечтой Финберг отказался от многих выгодных предложений. Однажды он весьма удачно побеседовал с основателями новой многообещающей компании, позже известной как eBay. Его уволили из двух мест, так как все его внимание занимала работа над фильмом. Полностью посвятить свои силы и время фильму ему не удавалось, так как его жена не работает. Она и их четверо детей живут на сбережения и случайные подработки Финберга.

Финберг считает, что ему всё удалось, когда слышит смех зрителей во время просмотра своего фильма. После одного из показов во Флориде 90-летний зритель и его 87-летняя спутница признались в том, что они очень ему благодарны. «До этого я не понимал, насколько важно то, чем я занимаюсь», - говорит Финберг. И профессор тогда был прав: неважно, насколько хорошо или плохо пройдет премьера в августе, Финберг вряд ли потеряет всё и окажется на улице.

По материалам сайта www.businessweek.com.