Ключевые курсы программ МВА: результаты опроса Economist
Ключевые курсы программ МВА: результаты опроса Economist

В последние годы деканы бизнес школ только и делали, что пытались перелицевать  программы МВА, добавляя специализации, обязательные международные поездки или усиливая акцент на эмоциональном интеллекте, лидерстве и этике. Совсем немногие курсы сегодня выглядят точно так же, как и десять лет назад.  

Однако костяк программ претерпел наименьшие изменения. Его составляют обязательные предметы, главенствующие в первой половине обучения, которые, как считается, должны  заложить основы знаний о бизнесе у студентов. Но некоторые комментаторы заходят так далеко, что называют ключевые курсы программ МВА всего лишь обязанностью, которая играет незначительную роль, потому что везде учат одному и тому же, а наибольшую пользу приносят дополнительные компоненты программы.

В основе ключевой части программ МВА лежат курсы по финансам и стратегии, строительные блоки на которые накладываются практически все знания о бизнесе. Интересно, что согласно недавнему опросу Which MBA?, в котором приняли участие кандидаты, студенты и недавние выпускники МВА, именно этим предметам бизнес школы уделяют недостаточно внимания. 60% нынешних или недавно окончивших обучение студентов считают, что следует усилить курсы по стратегии, а около 38% настаивают на недостаточности финансов. Мнение будущих студентов поражает еще сильнее: большего акцента на стратегии требуют почти три четверти респондентов, а на финансах – более половины.

Что касается положительной стороны, то совсем немногие участники опроса считают, что на программе есть лишние курсы. Первое место здесь занимают промышленность и производство – 19% студентов отметили, что это курс стоит либо убрать вообще, либо уделять ему меньше внимания.

Не означает ли это, что хотя бизнес школы стремятся сделать свои программы более  инновационными, студенты хотят вернуться к истокам? Возможно, так и есть, но школы едва ли учтут эту тенденцию. В последнее время открывается все больше программ МВА и становится все меньше кандидатов, в частности в Северной Америке, которая задает тон глобальному бизнес-образованию. Кроме того, большинству школ необходимо оправдать  повышение стоимости обучения, вызванное инфляцией. К сожалению, стремление учебных заведений внести в расписание курсов что-то свое и отличаться друг от друга, не поможет решить эту проблему.

В опросе Which MBA? приняло участие 713 человек, из них 75% еще не поступили на программу МВА, 16% являются студентами, а 9% – выпускниками бизнес школы. С точки зрения географии, 36% респондентов из Азии; 1% из Австралии/Океании; 18% из Европы; 16% с Ближнего Востока и Африки; 21% из Северной Америки и 8% из Южной/Центральной Америки.

По материалам: www.economist.com.