Корпоративная социальная ответственность как набор инструментов
Корпоративная социальная ответственность как набор инструментов

Обычно корпоративную социальную ответственность считают определенным подходом или направлением. Но что, если рассматривать КСО как набор инструментов, необходимый в новой бизнес-среде, характеризующейся скудными ресурсами, строгим регулированием и высокими этическими требованиями? Какие навыки КСО понадобятся в изменившемся мире? Дэвид Уильямс побеседовал на эту тему с экспертами-участниками конференции QS Top MBA Careers по вопросам корпоративной социальной ответственности, которая прошла в Cass Business School в Лондоне.

Умение договариваться

«Набор инструментов КСО должен обеспечивать компетенцию в области экономики, экологии и социальной сферы», - заявила доктор Патрисия Хинд, директор программы Full-Time MBA в Ashridge. По ее словам, соответствующие знания по экономике заключаются в преподавании таких предметов как финансы, антикризисное управление и торговля, а вопросы экологии достаточно легко ввести в традиционный учебный план в форме изучения управления каналами поставок или учета выбросов углерода в окружающую среду. Однако в социальной сфере или в среде комплексных игроков рынка определить инструментарий достаточно сложно.

Для Патрисии Хинд ключевым навыком в социальной сфере является умение вести переговоры. Она ссылается на результаты исследования, недавно проведенного Ashridge совместно с ООН, согласно которым большинство бизнес-лидеров считает, что наибольшей проблемой, с которой они столкнутся в ближайшие несколько лет, станет деятельность в условиях системы нормативного регулирования и законодательства. «Недостаточно просто знать игроков рынка, вам придется договариваться с ними, - говорит она. – Способность приходить к соглашению и оказывать влияние на регулирующие органы и правительство станет жизненно необходимой».

Стратегическое мышление

Джеймс Роби (James Robey), глава департамента Корпоративного устойчивого развития в Capgemini UK, считает, что, учитывая ограниченность ресурсов и энергии и климатические изменения, одним из важнейших навыков в будущем станет стратегическое управление в рамках устойчивого развития.

«Устойчивое развитие будет ключевым компонентом деловой среды в ближайшие 10-15 лет, оно должно стать тем общим контекстом, опираясь на который, будут преподаваться отдельные предметы, - объясняет он. – Неважно, изучаете вы финансы, операции, экономику бизнеса или даже управление человеческими ресурсами – в будущем во всех этих сферах потребуется компетенция в области устойчивого развития».

Стратегические закупки и этичное управление каналами поставок

Одним из последствий оскудения ресурсов в мире будет стремительное повышение значимости закупок. По мнению Джеймса Роби, вполне возможно, что ввиду роста важности каналов поставок, в сфере снабжения появятся новые области знаний. Умение найти надежных поставщиков ресурсов, необходимых для производства, и способность договориться с ними станут так же необходимы, как и поиск потенциальных клиентов. По мере того как понятие этической ответственности выходит на первый план ожидается, что в организациях произойдет внутренний и внешний пересмотр каналов поставок. Разумеется, закупки означают не только цену, но и умение определить стоимость ресурса в контексте этичных стандартов, что, скорее всего, станет еще одним необходимым навыком.

Инициативы КСО и бренды

«Однажды увидев возможности интегрирования КСО в стратегию организации, вы будете находить их везде, - утверждает Хелен Дэвис (Helen Davis), глава группы по корпоративным отношениям в телекоммуникационной компании Orange. - Умение совмещать традиционную благотворительную деятельность и инновации становится еще одним ключевым моментом». Например, в Orange обучение молодых людей навыкам, которые смогут защитить их от опасностей взаимосвязанного мира, считается одним из элементов социальной ответственности. Речь идет также о школах, где актуальны вопросы виртуального запугивания и online-безопасности. Кроме того, Orange отбирает на основании соответствия бренду компании десять благотворительных учреждений для сотрудничества.

«Многие благотворительные организации хотят работать с нами, но мы решили придерживаться четкой стратегии в выборе корпоративных партнеров, - поясняет Хелен Дэвис. – Мы хотим гарантировать, что наши совместные усилия увеличивают ценность бренда. Да, речь идет о благотворительности, но корпорация должна заниматься тем, что относится к бизнесу».

«Компаниям еще только предстоит изучить возможности КСО в увеличении продаж», - добавляет Дон Лэсли (Don Leslie), директор по подбору менеджеров в консалтинговые фирмы кадровой компании BLT.

Видимое лидерство

Последние несколько лет бизнес школы опираются на модель коллективного лидерства, при которой роль руководителя сводится к тому, чтобы определять, чего хотят люди, и помогать им достичь желаемого. По мнению Патрисии Хинд, новый климат, в котором главенствует КСО, подразумевает возврат к явному, решительному "армейскому" стилю руководства: «По мере того как торговая среда организаций, действующих ответственно и на основе принципов устойчивого развития, будет усложняться и становиться более расплывчатой, но необходимой, бизнесу понадобится директивный стиль лидерства, в котором руководитель четко дает понять, что делать и как делать».

Навыки менеджера, а не департамента

Все эксперты сходятся в одном: КСО постепенно перемещается из периферии в центр и через какое-то время распространится повсюду. «Я вижу многочисленные параллели между сегодняшним устойчивым развитием и методом Всеобщего управления качеством (Total Quality Management) в прошлом, - говорит Джеймс Роби. - Двадцать лет назад организации открывали специальные департаменты TQM для управления качеством. Сегодня они закрыты в крупнейших организациях, потому что ориентация на качество стала неотъемлемой частью всей компании. Вполне возможно, что в будущем управление устойчивым развитием тоже станет всеохватным».

Магистрам делового администрирования следует первыми воспользоваться набором инструментов КСО.

Материал предоставлен компанией QS.