Кризис выявляет предпринимательский дух в выпускниках МВА
Кризис выявляет предпринимательский дух в выпускниках МВА

Истинную глубину мирового кризиса, так же как и впадин Тихого океана, можно будет определить только со временем. Международные бизнес-эксперты не могут точно назвать продолжительность и глубину кризиса, так же как и океанографы не уверены относительно точной протяженности и глубины впадин. Оба вопроса являются чрезвычайно спорными, основанными на противоречивых мнениях, а также научных принципах, и оба по совершенно разным причинам представляют собой интереснейшую систему расчетов, которую необходимо знать.

В Великобритании, например, в июле 2009 года финансовые показатели за первую четверть текущего года оказались хуже ожидаемых, хотя прогнозы на вторую половину года более веселые. В США в некоторых источниках имеются варианты сдержанных предостережений, но немногие комментаторы готовы утверждать наверняка, когда произойдет экономический подъем. Одним словом, никто не хочет выдвигать неточные прогнозы из-за страха подвергнуться критике, как это было, когда изначально не удалось предсказать кризис.

Неизбежными результатами ухудшающейся экономической ситуации являются потери рабочих мест в худшем случае и приостановление найма новых сотрудников - в лучшем. Сектор MBA не является исключением. Некоторые крупнейшие рекрутеры в финансовом и консалтинговом секторах обанкротились – наиболее известный пример - Lehmann Brothers – поставив пред квалифицированными, опытными и талантливыми выпускниками и кандидатами МВА новые задачи.

Подъем

Для некоторых из этих талантливых молодых людей поступление в бизнес школу является следующим идеальным шагом, поскольку они взвешивают свои карьерные возможности. Глядя на общую картину, можно сказать, что сейчас наилучшее время, чтобы провести год или два в бизнес школе, получить МВА и с ходу приступить к работе, когда произойдет подъем.

Карьеры в финансовом и консалтинговом секторах все еще доминируют и, возможно, всегда будут доминировать в мире МВА. Однако недавнее исследование говорит о том, что кандидаты МВА используют рецессию для получения навыков, чтобы начать собственный бизнес, работать себя или перейти в менее традиционные для МВА сферы трудоустройства, такие как неправительственные организации.

Опрос кандидатов, проведенный порталом QS TopMBA.com (The QS TopMBA.com Applicant Survey) и опубликованный в июле 2009 г., является наиболее полным исследованием, которое когда-либо проводилось среди кандидатов МВА всего мира. Ежегодно исследование объединяет мнения и позиции почти 4000 человек, все они являются кандидатами МВА, посетившими выставки QS World MBA Tour осенью 2008 и весной 2009 года. Исходя из этих данных, эксперты выявляют год от года и от региона к региону интересные различия и сравнения среди кандидатов МВА.

Создатели программ

В 2009 году почти 29% иностранных респондентов заявили, что хотят получить МВА, чтобы улучшить свои шансы начать собственное дело. В 2008 г. этот показатель составлял 24%. Учитывая, что количество желающих получить степень МВА исчисляется сотнями тысяч по всему миру, этот 5%-ный сдвиг является чрезвычайно важным и заставит деканов и создателей программ МВА крепко задуматься.

Опрос также показывает, что получение предпринимательских навыков становится все более важным моментом для будущих классов 2010-2012 гг. «Создание сети профессиональных связей», которое тесно связано со многими аспектами МВА-рекрутинга, и особенно предпринимательства, - ключевая причина получения МВА, считают 53% опрошенных. В 2008 г. такого мнения придерживались 45% респондентов.

Интересно, что получение МВА с целью «быстрого увеличения зарплаты» или «в первую очередь ради образования» относительно снизилось в списке приоритетов респондентов. В вопросах специализации МВА внушительный скачок числа опрошенных с 34% до 42% показал, что кандидаты хотят пройти курсы по предпринимательству. Количество заинтересованных в курсах по лидерству выросло с 36% в пошлом году до 42% в этом.

Таблица 1 показывает, что, хотя самыми популярными остаются навыки общего менеджмента и стратегия, увеличился спрос на лидерство и предпринимательство. Интересно, что популярность такой специализации, как социальная ответственность бизнеса, увеличилась по сравнению с 2008 г. на 4%, а маркетинг год от года теряет свои позиции и сейчас достиг небывало низкой отметки - 29%.

Таблица 1 - Предпочитаемые специализации МВА 2007 – 2009 гг.

2009
2008
2007
Общий менеджмент
49%
44%
42%
Стратегия
47%
46%
43%
Международный менеджмент
45%
43%
46%
Финансы
42%
44%
41%
Лидерство
42%
36%
37%
Предпринимательство
42%
34%
32%
Маркетинг
29%
31%
32%
Операционный менеджмент
21%
19%
22%
Технологический менеджмент
21%
20%
22%
Социальная ответственность бизнеса
18%
14%
15%
Электронная коммерция
9%
10%
12%

Источник: QS TopMBA.com Applicant Survey 2009.

Но почему так происходит? Нунцио Квакварелли (Nunzio Quacquarelli), редактор TopMBA Career Guide и портала TopMBA.com, полагает, что рост числа аппликантов МВА, заинтересованных в сфере предпринимательства, может рассматриваться как потребность в гарантии безопасности одними и отказ от традиционных для МВА карьер другими. «С кредитным кризисом и последующей глобальной рецессией все больше и больше молодых профессионалов отвергают крупные корпорации, которые, по их мнению, действовали безответственно. Они рассматривают карьеру предпринимателя как способ изменить мир к лучшему и быть частью бизнеса, который наверняка является социально ответственным, потому что им управляют они», - говорит Квакварелли.

Конечно, предпринимательский дух означает не только желание начать бизнес, он задействует навыки, полезные почти в любой деловой обстановке. Майкл Алдоус (Michael Aldous) из испанской IE Business School отмечает, что важно думать о предпринимательстве как о чем-то большем, чем просто процессе нового венчурного создания. «Мы стремимся дать нашим студентам предпринимательское видение, которое воодушевляет их определять возможности, собирать воедино ресурсы, необходимые для их достижения, и реализовывать планы. Такой образ мышления одинаково ценен независимо от того, стремитесь ли вы создать собственный бизнес, работать в мультинациональной корпорации или хотите развивать социальное предприятие».

В школах, таких как мадридская IE, отмечают рост интереса со стороны рекрутеров к выпускникам МВА, обладающим качествами, которые тесно связаны с предпринимательским духом. Это также является ценным навыком в существующих и хорошо известных корпорациях. «Способность идентифицировать и планировать возможности бизнеса – навык, который хорошо может использоваться также и корпорациями. Однако, безусловно, мы ожидаем, что намного больше обладателей степени МВА запустят собственный бизнес в 2010 и 2011 гг., в то время как сейчас средний показатель выпускников, открывающих свое дело, составляет 5%», - говорит Квакварелли.

Статистика показывает, что среди кандидатов МВА желание открыть свое собственное дело сейчас сильнее, чем когда-либо раньше, и через 10 лет они видят себя успешными деловыми людьми. Это самая распространенная ситуация (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Где видят кандидаты себя через 10 лет.

2009
2008
2007
Управление собственным бизнесом
27.43%
25.56%
22.11%
Директор в большой компании
22.40%
24.42%
23.63%
Генеральный директор / Президент большой компании
16.89%
17.39%
19.29%
Руководитель высшего звена в большой компании
15.24%
16.78%
16.47%
Консультант, ведущий частную практику
7.24%
5.33%
6.82%
Менеджер среднего звена
2.92%
2.84%
3.93%
Другое
3.64%
2.49%
3.29%
Директор в небольшой компании
2.58%
2.84%
2.48%
Руководитель высшего звена в небольшой компании
1.06%
1.40%
1.28%
Дауншифтинг для обретения баланса между работой и личной жизнью
0.76%
1.09%
1.08%

Источник: QS TopMBA.com Applicant Survey 2009.

Алдоус из IE согласен, что за последние годы сильно увеличилось количество проектов социальных предприятий. «Недавний кризис на рынке труда привел к появлению ряда участников, продолжающих заниматься собственным бизнесом, который в противном случае мог бы быть законсервирован», - говорит он. Комбинация предпринимательского духа и социальной осведомленности ведет к новому термину «социальное предпринимательство», и очевидно, что количество людей, заинтересованных в подобных курсах, в ближайшее время будет скорее увеличиваться, чем уменьшаться. Понятно, что в отличие от ученых, изучающих глубины Тихого океана, предприимчивые обладатели степени МВА проводят большую часть времени, смотря вверх.

Материал предоставлен компанией QS специально для MBA Consult.