Нечто большее, чем зарплата
Нечто большее, чем зарплата

Возможно, пакистанский город Карачи не самое привлекательное место для выпускников бизнес школ. Но для Джоэла Монтгомери (Joel Montgomery), Thunderbird МВА 2008, члена международного инвестиционного некоммерческого фонда Acumen Fund, он стал базой для испытания предпринимательских стратегий в решении проблем мировой бедности.

«До поступления на программу МВА я возглавлял отдел продаж машиностроительного производства в Латинской Америке, которое работает более чем с 30 странами и, в принципе, довольно хорошо зарабатывал», - рассказывает он. Однако Монтгомери столкнулся с дилеммой: «В свободное от работы время я руководил миссионерскими командами, доставляющими рождественские подарки пострадавшим от урагана Катрин, но в профессиональной сфере передо мной стояла единственная цель - деньги».

Сегодня Джоэл работает менеджером по развитию в ирригационной компании Micro Drip, спонсируемой фондом Acumen. Она обслуживает 86% пакистанских фермеров, в распоряжении которых находится всего 12 акров плодородной земли. Монтгомери поясняет: «Я соглашаюсь на меньшую зарплату, потому что, таким образом, я могу использовать рыночные решения для создания стабильного социального воздействия в развивающемся мире. Тонкий кошелек, но зато есть чувство удовлетворения от помощи другим».

Бонусы

Благодаря Интернет и медиа-ресурсам многие выпускники бизнес школ реализуют свои идеи, а не только гоняются за деньгами, особенно после того, как внушительные бонусы Wall Street исчезли с горизонтов студентов МВА.

Кроме того, настойчивость, с которой администрация Обамы борется с экономическим кризисом, снова сделала государственные органы популярным работодателем.

Эрик Гринберг (Eric Greenberg) в своей книге “Generation We: How Millennial Youth Are Taking over America and Changing Our World Forever” утверждает, что разница между поколением миллениал и поколением шестидесятых заключается в том, что в середине в 20 века никто не хотел быть частью системы, в то время как теперь молодые выпускники хотят менять систему изнутри.

Ранние попытки социальных предпринимателей и просвещенных инвесторов привели к увеличению доли рынков общественного капитала, которые включают доступное жилье, экологически чистые технологии, микрофинансирование, честную торговлю и другие социально ориентированные начинания.

Acumen Fund – пример некоммерческого венчурного фонда, цель которого – увеличить поток инвестиций в предпринимательские проекты, оказывающие необходимые для жизни услуги – вода, здоровье, ведение хозяйства, энергия – по приемлемым ценам людям, зарабатывающим менее 4 долларов в день в Индии, Пакистане, Восточной Африке.

Блэр Миллер (Blair Miller), менеджер фонда, ищет выпускников МВА с опытом работы в сфере финансов, операций, управления. Но более важно то, что ему нужны кандидаты с так называемым моральным воображением, энтузиазмом и жизнестойкостью, чтобы построить предприятия, обслуживающие беднейшие слои покупателей.

Очевидно, что социальный сектор экономики нуждается в бизнес-подготовке, которую могут обеспечить программы МВА. В добавление к этому, по мнению Миллера, корпорации заинтересованы в людях с опытом работы на развивающих рынках, т.к. именно там находится следующий слой покупателей и именно там мы находим совершенно инновационные модели развития.

Социальные предприниматели

Другая модель социального предпринимательства – некоммерческая организация Endeavor. Как говорит Линда Роттенберг (Linda Rottenberg), CEO организации Endeavor и обладательница премии US News and World Report America's Best Leaders 2008 г., «Endeavor нацелен на сильных предпринимателей, которые пока не определились между микрофинансированием и частным капиталом. Мы не функционируем как фонд, а, скорее, выполняем роль нейтральной Швейцарии и наводим мосты доверия между инвесторами и предпринимателями. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы напитать, вдохновить и поддержать рынок новаторов». Бил Драпер (Bill Draper), бывший глава United Nations Development Program, описал Endeavor так: «Венчурный капитал без капитала».

«В результате кризиса многие пересмотрели свои взгляды на ценности и решили сделать изменения в карьере, что, конечно, идет на руку предпринимателям, - говорит Роттенберг. – Мы были завалены заявлениями о работе на полную ставку и предложениями бесплатных услуг. Никогда ситуация на рынке талантов не была более благоприятной. Конечно, мы не можем предложить многомиллионные бонусы или поощрения, принятые в стартапах, но мы предлагаем бесценное личное удовлетворение и самореализацию. В мире, где бонусы на нуле и фондовый рынок на нижней точке своей активности за последние 10 лет, психологический капитал смотрится гораздо привлекательней».

Harvard Business School, возможно, не первое учебное заведение, которое приходит на ум в связи подготовкой управленцев для некоммерческого сектора. И, тем не менее, одноклассники по HBS завидуют способности Джанелле Лин (Janelle Lin), управляющего директора Step Up Women’s Network, «жить и зарабатывать». Во время учебы в HBS она была президентом HBS Social Enterprise Club, самого популярного клуба на кампусе, и запустила Harvard Business School Board Fellows Program, цель которой – подготовка студентов МВА по управлению некоммерческими организациями.

Благотворительность

10 лет назад на обязательном курсе по социальному предпринимательству в HBS было зарегистрировано 100 студентов, в 2008 году эта цифра достигла 400 человек. Лин более чем уверена, что пока нечеткое взаимодействие между корпорациями и некоммерческими организациями будет развиваться. Отличным доказательством того является партнерство Dove Self-Esteem Fund и Step Up Women’s Network, государственной организации, направленной на укрепление социальных ресурсов для женщин. Dove, бренд компании Unilever, начал проведение программы по повышению самооценки у женщин по всем США и оказывает финансирование организаций, подобных Step Up Women’s Network, которые реализуют эту программу.

«Корпорации понимают, что в русле рыночных отношений творить добро значит создавать благосостояние», - говорит Лин.

Несмотря на то что большинство благотворительных предприятий по-прежнему действуют как исключительно некоммерческие, растет ниша для новых видов коммерческих проектов, фокусирующихся на социальных проблемах. Примером может служить инвестиционная фирма Good Capital, которая занимается финансированием социальных предприятий. Возникает лишь один вопрос: в долгосрочной перспективе экономика таких моделей будет работать на пользу социальной миссии или против нее?

Поскольку границы между коммерческим и некоммерческим секторами сближаются, выпускники программ МВА отвечают требованиям современного бизнеса быть социально ответственными. Вне зависимости от того, какую форму примет организация, множество молодых предпринимателей ищут способ стать добрыми помощниками этого мира.

Материал предоставлен компанией QS специально для MBA Consult.