Разные черты одного класса
Разные черты одного класса

Когда разнообразие равно однообразию?

Представьте типичную аудиторию программы MBA двадцать лет назад. Большинство студентов, неистово строчащих лекцию, соответствовали стандартному образцу того времени: мужчина, представитель среднего класса, с Запада. Загляните в класс сегодня, и вы получите совершенно другие впечатления. Для начала вы сейчас увидите намного больше женщин – например, бизнес школа Wharton School при University of Pennsylvania гордится тем, что 40% студентов нового набора - женщины. Вы также увидите огромное разнообразие этнических групп и национальностей практически со всех сторон света.

В связи с этим может появиться соблазн считать, что старые барьеры сломаны и достигнуты равные возможности. Но все в большей степени это кажущееся многообразие становится маской нового и хитрого типа конформизма. За различием полов, цвета кожи и языков прячутся одинаковые подходы, ожидания и устремления, что является риском для создания клонов среди бизнес-лидеров будущего. Будущего, где невозможно отличить методы и мотивацию воротил бизнеса из Бангалора, Пекина и Бостона.

Многие корпорации, которые привели нас к настоящему бардаку в экономике, были также больше всех заинтересованы в подборе персонала среди обладателей MBA. Многообразие, кажется, не помогло справиться с фундаментальным недостатком руководства в бизнесе. Поэтому что можно сделать, чтобы получить более эффективных проводников коммерческой среды? По словам Валери Готье (Valerie Gauthier), заместителя декана школы HEC Paris, выход заключается в процедуре, согласно которой программы MBA набирают своих студентов. В данный момент кандидаты отбираются по достаточно узкому набору критериев, таких как предыдущие учебные и профессиональные показатели, аналитические способности и способности к количественному мышлению, умение решать проблемы. Затем эти показатели соединяются с представлением школы о том, насколько многообразным должен быть курс, в результате чего паспорт, этническое происхождение и пол могут стать значимым фактором. Но школы редко глубоко копают, чтобы понять, что на самом деле движет претендентом, и создать курс, который также содержит многообразие в подходах и взглядах – пожалуй, единственное многообразие, которое, на самом деле, имеет значение в бизнес-среде.

Профессор Готье считает, что школы должны не только выбирать типичных кандидатов из традиционных секторов, таких как банковское дело, консалтинг и промышленность. Они должны также искать индивидуальности, которые имеют опыт в таких сферах, как политические науки, искусство, история или философия, что позволит им поместить бизнес-решения в более широкий контекст. Пока на программе не появятся, по крайней мере, несколько студентов с таким опытом и широкими взглядами, которые, следует надеяться, сопутствуют этому опыту, набирающее популярность акцентированное внимание к этической и социальной ответственности вряд ли будет иметь значительный эффект в долгосрочном периоде.

Действительно, кажется, что есть спрос на более разносторонне развитых руководителей, которых может воспитать такое многообразие. В исследовании института Mannaz, компании по развитию лидерства, говорится, что, в то время как от руководителей старой закалки полностью не отказались, наблюдается значительный сдвиг в акцентах по направлению к менее жестким стилям управления – по крайней мере, в Америке и Европе. Возможно, самым показательным, согласно Mannaz, является рост интереса, который крупные компании проявляют к совместным моделям управления, например, таким, которые широко распространены в Скандинавии, где стремятся к интеграции жестких и мягких аспектов лидерства и поощряют ответственность и прозрачность.

Тест по желанию

В связи с этим у бизнес школ появился стимул создавать управленческие команды, которые различаются больше, чем просто по цвету кожи, полу и национальности. Но если они должны этого добиться, то это может означать значительные перемены в способе подбора будущих студентов MBA. Профессор Готье признает, что GMAT, едва ли не самый распространенный вступительный экзамен для международных программ, способен выдать ценную картину вербальных и математических навыков претендента. Но она также согласна с тем, что он мало что может рассказать о навыках межличностного общения, лидерских качествах, интеграции и адаптивности.

Пытаясь расширить состав претендентов MBA, школы, такие как Stanford и MIT's Sloan, присоединились к растущему числу тех, кто признал экзамен GRE (администратором которого является Pearson) в качестве альтернативы экзамена GMAT. Тест GRE включает дополнительную систему оценки, которая позволяет лицам, дающим рекомендации претенденту, оценить его по таким качествам, как креативность, работа в команде, этика и устойчивость к внешним воздействиям. Несмотря на то что многообразие не оценивается строгими цифрами, школы надеются, что данный тест может поспособствовать появлению большего числа нетипичных кандидатов из гуманитарных и научных областей, которые рассмотрят MBA вместе с другими вариантами образования уровня graduate.

Однако, сведения, что учебные заведения нуждаются в наборе действительно разнообразного курса, потребуют более широкого спектра оценки, более подробного собеседования, возможно, даже нового подхода к способу позиционирования MBA на рынке. И в сегодняшние стесненные экономические времена остается наблюдать, сколько школ захотят или будут способны последовать призыву профессора Готье.

По материалам сайта www.economist.com .